Актуальность малых форм фольклора в становлении детской речи

27.03.2025

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать. (народная песенка)

Сколько ласкового, заботливого обращения к миру   можно услышать  в  народной русской речи. Певучая,  богато наполненная   средствами художественного выражения, подчеркивающая красоту простой бытовой жизни, фольклорная форма речи является одним из лучших  способов развития и воспитания речи маленького ребенка. Она привлекает слуховое внимание малыша, заинтересовывает, побуждает повторять, проигрывать незатейливый сюжет и раскрывает перед ребенком весь большой мир, в котором он родился и растет. Народные песенки, потешки, игры зарождают чувство принадлежности к своему народу, его культуре, формируют чувство родного языка.  Малые формы фольклора «растут» вместе с малышом, от совсем коротеньких попевочек, которые мама исполняет, когда кормит малыша, купает его, укладывает спать, собирается на прогулку, знакомит с окружающим миром, до более сюжетных форм малого фольклора, которые уже начинают передавать малышу опыт поведения в быту, формируют желаемые черты характера. Счастлив тот малыш, чьи родители, бабушки, дедушки понимают, что следование народным традициям и сохранение народного языка в бытовой речи воспитывает и развивает личность ребенка. При этом   форма общения с ребенком через песенку, потешку, присказку или сказку, совершенно не требует каких-либо специальных условий или материальных затрат. Иногда хочется сказать: «Ребенок растет в тишине.»  «Как же в тишине?»-возразит любой взрослый. Сколько звуков природы вокруг, сколько звуков бурной городской жизни, сколько речи: дома шумно, все говорят - много, быстро; работает телевизор, множество детских развивающих программ, мультфильмов. Одни только приложения для телевизора, планшета и телефона чего стоят! А вы говорите: «Ребенок растет в тишине». Приходится оправдаться: «Извините, я не точно выразилась. Ребенок растет в фоновом шуме.» Речь ребенка, развивающаяся по законам природы подражательно, считывает и копирует этот шум. Нераспознанный  и непонятный   ему  - шум этот  воспроизводится наружу. Удивлению родителей, а тем более бабушек и дедушек, нет предела: «Как же так? Когда мы были маленькими, мы не занимались с логопедом». Всё верно, но тогда и ритм жизни позволял вам не торопиться постигать информацию, а успеть услышать множество раз названия животных и птиц, насекомых, познакомиться ближе с природой, привыкнуть к своему режиму дня, получать радость не от того, что вам предлагают постоянно новые игрушки или впечатления, а от самого процесса игры, восприятия окружающего мира и удивления. И тем самым мостиком, который соединяет ребенка и окружающий его мир, являются малые формы устного народного творчества. К сожалению, в современном ритме часто кто-то бежит мимо этого мостика. Часто приходится слышать разговор мамы с малышом: «Круто, правда!? Тебе понравилось? Смотри, какая крутая игрушка! Смотри, какой классный велосипед! Какой жук классный!» И создается впечатление, что общение с малышом выстраивается на подростковом сленге. Не подойдешь, не станешь воспитывать и рассказывать про вредность такого общения. Если общаешься сам, стараешься говорить: «Красивый, хороший, крепкий, сильный, интересный, замечательный и так далее…» И видишь удивленные глаза ребенка, который смотрит на тебя и не понимает, почему ты так непривычно с ним разговариваешь.

Мама, почувствуй мамой себя,

Любя и воспитывая дитя,Хочу такой сайт

Слово живое ему передай,

Песенку спой, поиграй, покачай.

Также, как бабушка маму твою,

Со словом и смыслом растила в ладу. (авторское)

 

Учитель-логопед МБУ «Гурьевский центр «Доверие»  Давыдова Елена Юрьевна

22.03.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».