Сенсорные игры

24.12.2023

Сейфетдинова Екатерина Александровна,
учитель-дефектолог МБУ "Гурьевский центр "Доверие"

Как справедливо отмечает Елена Янушко — логопед, автор методик по обучению и воспитанию детей раннего возраста, любой ребенок в своем развитии проходит этап манипулирования предметами. Он увлекается миром вещей, а именно, их сенсорными свойствами: предметы вокруг пробуются на вкус, малышу интересно, как они пахнут, какие на ощупь, а вовсе не то, для чего эти предметы предназначены. В норме дети быстро переходят к следующему этапу развития, когда на передний план выходит мир социальных отношений. Тогда появляется сюжетно-ролевая игра, а предметы приобретают конкретные функции, а потом и вовсе наделяются новыми, игровыми смыслами: например, камушек становится «печеньем» для Мишки, а следом – деталью домика, а дальше ребенок «превращает» камушек в зверька, приклеив к нему глаза и нос. Не всегда, однако, ребенок способен самостоятельно перейти к такой игре, зачастую необходима помощь взрослого и коррекционная работа.

В этой статье хочется поделиться с родителями вариантами опробованных на занятиях сенсорных игр, которые можно проводить и дома.

Сенсорные игры нужны для того, чтобы показать ребенку и разделить с ним радость по поводу переживания сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных и вкусовых. Эти игры помогают установить контакт с ребенком – самое главное, что поможет сделать ему в дальнейшем шаг от игр-манипуляций к игре со сверстниками.

Со стороны подобные игры могут показаться странными, бессмысленными и примитивными, однако, они подарят малышу переживание удовольствия, а взрослый поможет разделить с ним эти переживания, присоединиться к ним. Кроме того, в процессе таких игр ребенок получает новую сенсорную информацию (а значит, развивается), а взрослый постепенно может вносить в такую игру элементы сюжета.

Итак, игры. 

1. Игры с водой.

- «Цветная вода». Нужны прозрачные стаканы (лучше – устойчивые и бесцветные), акварельные краски, кисть и вода в бутылке. Ребенок сначала наблюдает, как взрослый наливает воду из бутылки, как вода в стакане окрашивается, потом можно попросить ребенка самому налить воду, добавить в стакан краску. Яркие эмоции ребенок испытывает, смешивая краски (желтый+красный, желтый+синий и т.д.).


- Стаканы с водой, жидким мылом и красками. Наливаем в бутылку воду и немного жидкого мыла, взбалтываем. Наливаем немного воды в стаканы и разводим там краски (как в первой игре). Далее (на первом этапе) взрослый сам берет соломинку и дует в стаканчик (иначе малыш может выпить по привычке краску). Получается «шапка» из пузырей. В дальнейшем можно позволить малышу самому раздуть «шапку» из пузырей. Детям очень нравится такое волшебство. Если использовать гуашь и добавить в раствор немного глицерина (как вариант - использовать готовые мыльные пузыри, а не мыльный водный раствор), пузыри получатся более яркими, и можно попробовать делать отпечатки пузырей на бумаге, приложив ее к стакану.

 

Е.Янушко предлагает такой вариант игры: поставить в пену резиновую игрушку, которая, по замыслу, «живет в пенном замке». Большое разнообразие подобных игр для дома можно найти в ее книге «Игры с аутичным ребенком».

Пример игры: «Кукольный обед». Усадить игрушки и угощать их «напитками», которые получились (томатный сок, кофе, молоко – в зависимости от цвета). Например, в кукольном чайнике коричневой краской «заварить чай», разлить его по чашкам, «добавить сахар» (подойдет прокаленный морской песок), «размешать», угостить кукол.


 - Переливание воды из одной емкости в другую, из бутылки в стакан, в маленькие чашки с помощью ложки, собирание воды со стола с помощью губки, переливание ее в стакан.

  

2. Мокрое рисование.

- Рисование на мокром листе. Намочить лист целиком в тазике или широкой кистью, нанести на мокрый лист капли и полосы, предложить то же сделать ребенку. Если ребенок не удерживает кисть, использовать губку, вату, щетку с краской. На мокрое произведение можно насыпать крупную соль: когда все высохнет, на бумаге проступят волшебные «звезды»… А еще проще на темный фон распылить с помощью старой зубной щетки белую гуашь - получится еще один вариант звездного неба. 

 

- Рисование мокрыми красками методом «пятна». Подходит для тех, кто вообще не умеет или боится рисовать. На начальном этапе взрослый складывает лист бумаги пополам, на одной половине рисует, не жалея краски, «крыло бабочки», посередине – туловище и вместе с ребенком складывает лист пополам. Открываем – красота! Бабочка получилась! Таким же способом можно нарисовать дерево, звезду, салют и т.д.


 

Важно: Подготовьте для игр с водой мокрую тряпку и тазик, чтобы если вдруг что-то прольется, или испачкаются руки, ситуацию можно было быстро исправить. Научитесь в таких случаях сдерживаться, не акцентировать внимание на неудачах, чтобы не испугать ребенка и не закрепить своей яркой реакцией нежелательное поведение (неаккуратное использование красок, выливание воды на пол и т.п.).


3. Игры с крупами и песком. На своих занятиях чаще использую песок. Варианты игр: закопать в песочнице (тазике, наполненном песком или крупой) ручки («Где же ручки? Спрятались»), раскопать. Пошевелить пальчиками – так приятно! Прятать мелкие игрушки, фасоль, камушки, блестящие крупные бусины для цветов, шишки, каштаны в песке, потом доставать их.


Поиграть в «Дождик»: взять сито, поднять его над руками и следить, как песочек мелкими струйками высыпается на ладошку, приговаривая:

«Мелкий дождик льет и льет, 

Погулять нам не дает.

Я вам зонтики раздам,Хочу такой сайт

И не страшен дождик нам».

 

Повторить то же с мамиными руками, полить «дождиком» куклу (любую игрушку). Обратить внимание, какой ласковый, приятный дождик.


4. Игры с пластилином.

- пластилиновые заплатки на ламинированных карточках с «дырками»

- рисование пластилином методом отщипывания и размазывания кусочков

- комбинированные техники: наклеивание на размазанный пластилин украшений, страз, круп, макарон

- надавливание на пластилин оборотной стороной карандаша или фломастера: получаются «следы», которые оставляет, например, зайка.

- «кормим птичек» - на пластилиновую тарелку высыпаем «корм» для птичек: семечки, крупы, кусочки пластилина («хлебушек») и т.д.

- сажаем на пластилиновую «лужайку» грибы, сажаем «деревья» - шишки.

- используем мелкую вермишель для изготовления «лучиков на солнышке», «иголок» на пластилиновом ежике.


   

        

Рекомендую использовать в работе многоразовые развивающие карточки Е.Янушко для работы с пластилином и краской. Детям они очень нравятся, а готовые картины получаются всегда удачными.

  


5. Игры с бумагой. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок рвет книги и пособия. В этом случае стоит перевести такую активность в продуктивное русло: попросить порвать бумагу на длинные полоски, послушать, какой получается звук, потрясти вместе с ребенком полоски, сделать из них «салют». Можно использовать бумагу разной фактуры – рвать пергамент, мять и рвать фольгу для запекания, цветную бумагу. Из клочков бумаги получаются отличные аппликации в готовых формах (форму заранее рисует и намазывает клеем взрослый. Клей не жалеть! Лучше для этого выбрать клей ПВА: он липкий, его хорошо видно и можно пощупать, намазать на пальцы, повозить по столу, и это безопасно).




6. Использование звучащих, шуршащий, звенящих игрушек. Пример: ключи, колокольчик, дудочка, погремушка. Взрослый показывает ребенку игрушку, позволяет ей поиграть, наблюдая, что из предложенного понравилось больше всего. Потом этот предмет прячется на глазах у ребенка под платок или под стаканчик, а ребенок ищет его. Если он не понимает смысла игры, взрослый сам «находит» спрятанную игрушку и гремит ей, что есть сил! Главное – ярко продемонстрировать радость, когда игрушка снова «нашлась», разделить ее с ребенком.


7. Веревочный «салют». Взрослый достает из банки и высыпает на голову ребенка разноцветные веревочки, ленточки и ниточки, а ребенок стряхивает и снимает их с себя. Если игра понравится, можно поменяться ролями. «Салют» можно устраивать также из пушинок, перышек, ваты.


8. Игры с прищепками (рекомендуются, например, в книге Н.Керре «Особенные дети»). Смысл игр в том, чтобы прищепки прикреплять к разным материалам, например, к картонному кругу, к ткани, вешать их на веревки, на одежду ребенка.


    

На своих занятиях я использую такую игру: если незаметно для ребенка прикрепить на его одежду прищепки, завязать веревочки, просунуть в рукав или за шиворот платочки, то даже малыш, не идущий на контакт, начнет все это с себя снимать, раскидывать вокруг. Вот тут и стоит поделиться с ним радостью, предложить провести ту же игру с мамой, с педагогом.


Это далеко не полный список сенсорных игр, которые можно проводить с ребенком дома. Главное – постараться получать удовольствие от этих игр, не стремясь превратить их в «развивающие» или «обучающие». Помнить о том, что ваш яркий эмоционально-смысловой комментарий – заразителен, и он поможет найти контакт с ребенком, заинтересовать его, вызвать желание общаться и играть. Это гораздо важнее умения нанизывать в верной последовательности кольца на пирамидку или собирать матрешку. И если вызвать ответные эмоции у ребенка получится, то для нас это знак, что усилия не прошли даром!


Рекомендуемые книги:

Н.Керре. Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии. / Альпина Паблишер, 2018 г.

Е.Янушко. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. / Теревинф, 2018 г.

Е.Янушко. Многоразовые развивающие карточки. Лепка для малышей от 1 года до 2 лет. Подробнее: https://www.labirint.ru/games/577134/


В статье использованы фото из открытых источников, а также личные фото педагога.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».