24.12.2023
Константинова Татьяна Николаевна,
учитель-дефектолог МБУ «Гурьевский центр «Доверие»
"Научиться можно только тому, что любишь" (И.В. Гёте)
Как подготовить ребенка к школе? – вопрос, который волнует каждого родителя. А как сделать, чтобы подготовка была для него интересна, занимательна и в тоже время эффективна? – об этом мы поговорим в этой статье.
Основной вид деятельности дошкольника – это игра. Дети любят играть. Но то, что для ребёнка служит удовольствием и развлечением, родителям должно служить средством передачи знаний и средством обучения. В возрасте 3-4 лет через игру мы учим детей общаться, взаимодействовать друг с другом, знакомим ребенка с окружающим миром, развиваем его речь. В 5-6 лет мы больше обращаем внимание на развитие психических процессов - развиваем внимание, воображение, мышление, расширяем кругозор ребенка.
Почему важно внимательно относиться к выбору игр, которые мы приобретаем?
Прежде чем приобретать ребёнку новую развивающую игру разберитесь в особенностях предлагаемого занимательного материала. Важно понимать, что от того, насколько увлекательны будут ваши занятия с дошкольником, напрямую будет зависеть его любознательность, стремление к получению знаний. К тому же, предъявление заданий и упражнений в игровой форме способствует снижению психических перегрузок. Не забываем и о возрастных особенностях, описанных выше, – интересно то, что соотносится с возрастными потребностями малыша.
Какие же игры и занятия способствуют эффективной предшкольной подготовке?
Игры на развитие мелкой моторики необходимо предлагать как можно чаще.
- Обводить различные геометрические фигуры, составляя из них рисунки сказочных животных и птиц. Например, «рисуем» медведя: овал большого размера - туловище, круг – его голова, овал маленького размера, разрезанный пополам – ушки, четыре овала среднего размера - лапы.
- Рисовать, разукрашивать красками. Следить, чтобы кисть руки не была напряжённой, зажатой, от этого зависит будущее письмо.
- Вырезать фигуры из бумаги и ткани разной фактуры.
- Складывать из бумаги различные поделки (лодочка с парусом, самолётик и т.д.)
Эти игры не только развивают моторную ловкость рук, но и способствуют развитию фантазии, расширяют кругозор ребёнка. Учат ориентироваться на листе бумаги, различать геометрические фигуры.
Развитие зрительной памяти, внимания.
- Игра в «разведчика». Разложите перед ребёнком в хаотичном порядке десять мелких игрушек. Дайте чёткую инструкцию: "Посмотри, запомни". Накройте игрушки непрозрачной салфеткой, заберите одну. Откройте салфетку и спросите: "Чего не стало?"
- По аналогии можно предлагать предметные картинки, и что занимательно для будущего первоклассника - карточки с буквами и короткими словами.
- Вычеркивание в небольших текстах старых газет и журналов знакомых букв (слогов). Игра имеет разные варианты. Ребенок ищет, Вы проверяете; затем меняетесь. Подыграйте Вашему малышу, сделайте несколько ошибок. Сколько же удовольствия он получит, когда найдет мамину или папину ошибку и исправит её! Так ребенок приобретает отличное качество для первоклассника – умение находить свои ошибки и исправлять их.
Развитие слуховой памяти
- Игра: «Послушай, запомни, повтори». Предъявите ребёнку слова для запоминания; начинайте с 3 – 5 слов. Это должны быть легко произносимые, несвязанные между собой по смыслу короткие существительные. Например: "Лес, хлеб, стул, и т.д.". Постепенно доведите до 10 слов, но каждое предъявление должно быть новым. Ребенок должен чувствовать, что у него получается, поэтому не «гонитесь» за количеством слов.
- По аналогии учим запоминать по три простых, не связанных по смыслу предложения. Таким образом, готовим ребенка к пересказу.
Формирование связной речи, связного рассказа.
Для овладения связной речью – очень важный навык для будущего первоклассника - следует научить ребёнка давать полный ответ на вопрос, вызывать у него желание о чём-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Помним, что всё это должно быть не навязчивым (без слов «должен»), а в игровой форме.
- Составление рассказа по сюжетным картинкам помогает прослеживанию последовательности событий, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не даёт уклониться в сторону. Подберите картинки по одному сюжету. Инструкция ребёнку: «Разложи картинки и расскажи, что было вначале, что случилось потом, и чем всё закончилось?».
- Составление рассказа по детской деятельности. Взрослый помогает ребенку своими вопросами составить связный рассказ. Например: ребенок слепил из пластилина поделку. Взрослый последовательно задаёт вопросы: «Что ты слепил? (предполагается полный ответ: «Я слепил…»). Какого цвета…, какого размера…, какой формы был кусок пластилина? Что ты сделал вначале, что потом и чем всё закончилось?». Важно не требовать, а помогать ребенку сформулировать полный ответ.
Пример рассказа: «Я взял большой кусок пластилина, синего цвета, большого размера, прямоугольной формы. От большого куска отломал маленький. Из маленького куска скатал колбаску, затем её свернул в колечко, и так слепил несколько колечек, которые положил одно на другое. Затем, из маленького куска, скатал шарик, из него сделал «блинчик», на него поставил колечки – получилась вазочка»
- Пересказ прочитанных сказок, историй. Для упражнения используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым.
1) Вопросы по тексту: Кто главный герой сказки (рассказа)? Без кого этой сказки не было бы? Что с ним случилось в начале? Что потом? Чем всё закончилось? Как называется сказка (рассказ)? Почему?
2) Начало сказки (рассказа) читает взрослый – ребёнок продолжает досказывать знакомый текст.
3) Пересказ сказки (рассказа) после прочтения. Помним: всегда начинаем с доступного уровня: от коротких текстов к более длинным постепенно.
У ребенка должно получаться, результат должен приносить удовольствие. Это главный мотиватор, который формирует и сохраняет интерес к чтению.
Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.
- Игра «Найди предмет», поиск по инструкции. Во время прогулки найти определённое дерево, цветок или, заранее спрятанный взрослым, сюрприз (карандаш, стёрку и т.п.). Например: пройди прямо 8 шагов, поверни направо и пройди вперёд 5 шагов, поверни налево, назад …).
- Ориентирование по словесному описанию. Накрываем на стол: положи справа, слева, в центре …
- Учим различать по тяжести. Сравнить, что тяжелее: 1кг гречки или 1кг смятой бумаги. Умение сравнивать можно закреплять во время прогулки: широкий – узкий (дорога – тропинка); тонкий – толстый (ствол дерева – веточка); высокий – низкий (многоэтажный и одноэтажный дом).
- Вводите в активный словарь (обязательно иллюстрируя) слова: было, взяли, осталось, стало, всего, вместе, столько же, поровну, одинаково. Составляйте с использованием этих слов рассказы (задачи). Задачи для ребёнка придумываются в любой обстановке – дома, на прогулке, в транспорте. Например: «В корзине было 5 яблок. Из неё взяли 3 яблока. Сколько яблок осталось в корзине?».
- Игры на понимание состава числа. Из конструктора построить 2 гаража. Разными способами расставить 5 машинок по гаражам: 1 и 4 (Сколько всего?); 2 и 3 (Сколько всего?); 3 и 2 (Сколько всего?); 4 и 1 (Сколько всего?). В 2 корзинки разложить 4 гриба: 1 и 3; 2 и 2; 3 и 1. Важно помнить, что предметы, которые даются для раскладывания, должны быть одинаковые по цвету, форме, величине.
При проведении подобных занятий речь идёт не об освоении школьной программы, а о закладке фундамента, который обеспечит будущую успешную учебную деятельность.
Все приведённые в этой статье способы подготовки ребёнка к школе доступны для каждой семьи, они помогут избежать многих проблем в школе.
Удачи Вам!