Развитие речи и профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего возраста

24.12.2023

Ершова Людмила Петровна,

учитель-логопед МБУ "Гурьевский центр "Доверие"


Здравствуйте, уважаемые мамы и папы маленьких детей.

Сегодня мы поговорим о профилактике нарушений произношения губных (п, пь, б, бь, м, мь) и губно-зубных звуков (в, вь, ф, фь).

Для того, чтобы ребенок мог с большей легкостью освоить их произношение, губки ребенка должны быть достаточно подвижными и сильными. Для этого можно использовать упражнения, с которыми я хотела бы вас познакомить.

Первое упражнение – «Улыбка». Обратите внимание на то, может ли ребенок широко улыбнуться, сомкнув губки и не сомкнув губки. Для широкой улыбки спойте звук -И-.

Второе упражнение - «Трубочка или хоботок». Губки вытягиваем вперед на звук –У-. Гудим, как ветер. Воем, как волки.

Третье упражнение – чередование упражнений «Улыбка – трубочка». Получается сигнал служебной машины «ИУ, ИУ…».

Четвертое упражнение – «Толстячки – худышки». Надуваем щеки – втягиваем щеки. Губы хорошо сомкнуты.Хочу такой сайт

Пятое упражнение – «Варим кашу». Все мамы знают, что когда мы варим густую кашу, она начинает «пыхтеть», образовывая пузыри на поверхности. Подражая каше, надуваем сильно щеки и с силой выпускаем воздух через хорошо сомкнутые губы. Получается звук –П-.

Шестое упражнение – покусывание нижней и верхней губы. Когда вы будете делать это упражнение, некоторые из детей столкнутся с трудностью достать верхнюю губку нижними зубами. Поиграйте в «Обезьянку». Учитесь выдвигать нижнюю челюсть вперед.

Седьмое упражнение – «Расчесывание» губ зубами.

Восьмое упражнение – «Поцелуйчики», «Воздушные поцелуйчики». Целуем всех родных и любимых хорошо сомкнутыми губками, вытягивая губы трубочкой, с громким звуком.

Девятое упражнение – «Фыркаем, как лошадка».

Десятое упражнение – «Ветерок» - дуем на все легко движущиеся предметы, не раздувая щек. Это упражнение делаем очень дозированно, т.к. может закружиться голова, и появятся неприятные ощущения у ребенка.

Нет необходимости делать все упражнения в один раз. Выберите два из них и «поиграйте». Когда они будут хорошо получаться, подключайте еще одно-два упражнения. Так постепенно можно без лишних трудностей, весело освоить все.

Когда у ребенка губки смогут выполнить все эти упражнения, те звуки, ради которых мы их делали, могут появиться сами, т.к. все они «прячутся» в этих упражнениях. Нужно только ребенку показать правильное произношение.

Успехов Вам!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».