24.12.2023
Ершова Людмила Петровна,
учитель-логопед МБУ "Гурьевский центр "Доверие"
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы маленьких детей.
Сегодня мы поговорим о профилактике нарушений произношения губных (п, пь, б, бь, м, мь) и губно-зубных звуков (в, вь, ф, фь).
Для того, чтобы ребенок мог с большей легкостью освоить их произношение, губки ребенка должны быть достаточно подвижными и сильными. Для этого можно использовать упражнения, с которыми я хотела бы вас познакомить.
Первое упражнение – «Улыбка». Обратите внимание на то, может ли ребенок широко улыбнуться, сомкнув губки и не сомкнув губки. Для широкой улыбки спойте звук -И-.
Второе упражнение - «Трубочка или хоботок». Губки вытягиваем вперед на звук –У-. Гудим, как ветер. Воем, как волки.
Третье упражнение – чередование упражнений «Улыбка – трубочка». Получается сигнал служебной машины «ИУ, ИУ…».
Четвертое упражнение – «Толстячки – худышки». Надуваем щеки – втягиваем щеки. Губы хорошо сомкнуты.
Пятое упражнение – «Варим кашу». Все мамы знают, что когда мы варим густую кашу, она начинает «пыхтеть», образовывая пузыри на поверхности. Подражая каше, надуваем сильно щеки и с силой выпускаем воздух через хорошо сомкнутые губы. Получается звук –П-.
Шестое упражнение – покусывание нижней и верхней губы. Когда вы будете делать это упражнение, некоторые из детей столкнутся с трудностью достать верхнюю губку нижними зубами. Поиграйте в «Обезьянку». Учитесь выдвигать нижнюю челюсть вперед.
Седьмое упражнение – «Расчесывание» губ зубами.
Восьмое упражнение – «Поцелуйчики», «Воздушные поцелуйчики». Целуем всех родных и любимых хорошо сомкнутыми губками, вытягивая губы трубочкой, с громким звуком.
Девятое упражнение – «Фыркаем, как лошадка».
Десятое упражнение – «Ветерок» - дуем на все легко движущиеся предметы, не раздувая щек. Это упражнение делаем очень дозированно, т.к. может закружиться голова, и появятся неприятные ощущения у ребенка.
Нет необходимости делать все упражнения в один раз. Выберите два из них и «поиграйте». Когда они будут хорошо получаться, подключайте еще одно-два упражнения. Так постепенно можно без лишних трудностей, весело освоить все.
Когда у ребенка губки смогут выполнить все эти упражнения, те звуки, ради которых мы их делали, могут появиться сами, т.к. все они «прячутся» в этих упражнениях. Нужно только ребенку показать правильное произношение.
Успехов Вам!