24.12.2023
Ершова Людмила Петровна,
учитель-логопед МБУ "Гурьевский центр "Доверие"
Уважаемые мамы и папы!
Ваш ребенок посещает логопеда и ко всеобщей радости у него начали появляться те звуки, которые не получалось правильно произносить. Хотелось бы помочь вам на начальном этапе закрепления этих звуков.
Возьмем для примера звук –ЛЬ-.
Ребенок уже умеет делать широкий язычок, поднимать и распластывать его за верхними зубками. При этом широко улыбаться и петь «песенки» ЛИ, ЛЕ, ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ. Но в словах еще не получается. Нужно отработать эти «песенки» до автоматизма сначала в слогах. Предлагаю вам схему отработки любых звуков в слогах. Сначала по 2 слога, затем по три слога, как одно слово, но с разным ударением. При этом нужно обязательно обыгрывать эти «песенки» с игрушками, бусинами, пуговицами, кубиками и т. д. Желательно отрабатывать звуки постепенно, не перегружая речевой аппарат ребенка. Если не получается последующий этап, остановитесь на предыдущем. Эта работа с ребенком нужна не только для отработки звука, но и для формирования речеслуховой памяти, чувства ритма.
1 этап отработки: ЛЯ - ля – ля, ля – ЛЯ – ля, ля – ля – ЛЯ (И, Е, Ё, Ю).
2 этап отработки: ля – ля –ЛИ (2 одинаковых слога, а третий – разный).
3 этап отработки: ЛИ – ля – ля (первый разный + 2 одинаковых звука).
4 этап отработки: ли – ЛЯ – ли (первый и последний слог одинаковый, а в середине – разный).
5 этап отработки: ли – ля – лю (все слоги разные).
Каждый последующий этап сложнее предыдущего. Поэтому постарайтесь отработать каждый, чтобы ребенку было легче перейти к следующему. После этого можно слогами спеть знакомую мелодию, «рассказать» знакомый стишок. Например, стишок А. Барто «Бычок». Самый простой вариант, когда гласные все одинаковые.
ля –ЛЯ, ля –ЛЯ, ля – ЛЯ –ля –ля.
ля – ЛЯ – ля, ля – ля – ЛЯ.
ля –ЛЯ, ля –ЛЯ, ля – ЛЯ –ля –ля.
ля – ЛЯ – ля, ля – ля – ЛЯ.
На выделенные слоги падает ударение.
Для автоматизации звуков можно использовать различные игры из интернета.
https://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskaja-igroteka.html