Мотивация к учению у школьников. Причины отсутствия желания учиться.

24.12.2023

Серенко Евгения Владимировна,

педагог-психолог МБУ «Гурьевский центр «Доверие»

 

В последнее время многие родители и учителя отмечают отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. И действительно, у современных детей наблюдается снижение мотивации к учебному процессу. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению. Как ни странно это прозвучит, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - «пустой звук». Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни.

Почему это происходит, в чем причины? Что может отрицательно повлиять на желание учиться?! 

Рассмотрим возможные причины отсутствия и снижения мотивации:

1. Ребенка рано отдают в школу, а у него еще не произошло биологическое созревание. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

2.  Родитель полагает, что ребенок готов к школьному обучению, потому что он много знает для своего возраста (учитывается только интеллектуальная готовность). Однако отсутствие произвольного поведения, когда ребенок вынужден (а не готов!) подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

3.  Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту. Дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку в разумных пределах, более мотивированы на учебу. А вот перегрузка ребенка дополнительными занятиями, и даже спортом, может также привести к нежеланию ходить в школу. Выход – разумно распределять нагрузку.

4.   У дошкольника не сформированы основные навыки работы, которые необходимы в учебной деятельности, – умение слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время и др.

 5.  Еще одна распространенная причина, по которой не учатся вполне способные, и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и желание учиться.Хочу такой сайт

6.  Иногда причиной низкой мотивации является несформированность познавательных интересов ребенка. Способности ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка.

7.  Снижение мотивации может быть связано и с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками и учителями.

8.  Напряженная домашняя обстановка (семейные ссоры, скандалы, пьющие родители, завышенные требования и т.д.) тоже может вызвать у ребенка нежелание ходить в школу. Дети с повышенной тревожностью, чуткие, пугливые, взявшие на себя роль «спасателя семьи» могут попросту бояться оставить свой важный пост, думая, что в их отсутствие может случиться что-то страшное.

9.  При обучении не учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка в развитие мотивационной сферы. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка (соматическое состояние ребенка, психологические особенности, особенности умственного развития, различные нарушения (слуха, зрения, речи), трудности в овладении чтением, письмом, счетом, и пр.). В этом случае необходимы медицинские консультации или специальные коррекционно-развивающие занятия, а также, возможно, подбор программы, соответствующей возможностям ребенка.

10. Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских надежд и ожиданий. Излишняя требовательность со стороны взрослых к высоким результатам учебы может вызывать противодействие ребенка, которое будет выражаться в бессознательном протесте через нежелание заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Следовательно, взрослым стоит проанализировать свои педагогические установки.

11.  Негативное оценочное отношение к личности ребенка (сравнение ребенка с более успешными одноклассниками) формирует у него низкую самооценку и неуверенность в своих возможностях, а это ведет к снижению учебной мотивации.

12.  Педагогически безграмотное обучение также может снижать у ребенка желание учиться.

Если ребенок в школе в основном испытывает психологический дискомфорт (тревожность, страх, эмоциональное напряжение) он постоянно находится в стрессовой ситуации. Стресс блокирует мыслительную и познавательную деятельность. Все силы ребенка будут направлены на борьбу со своей эмоциональной напряженностью, а не на учебный процесс.

Итак, если ребенок не хочет учиться, потерял интерес к учебе, значит на то, есть причина, а может быть и не одна.  Если ребенок часто болеет, испытывает сильную тревогу или у него нарушены отношения с педагогами или сверстниками, то не стоит ожидать от него высоких интеллектуальных или творческих достижений! Помогите ему решить имеющиеся проблемы! Определить возможные причины снижения мотивации поможет психолог, и тогда Ваш ребенок естественно и безболезненно продолжит свое развитие и обучение!

 

15.06.2020 г.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».