Рекомендации родителям по развитию и тренировке свойств внимания у школьников

24.12.2023

Серенко Евгения Владимировна,

педагог-психолог МБУ «Гурьевский центр «Доверие»

 

Школа предъявляет значительные требования к вниманию детей. В школе ученик должен внимательно слушать то, что говорится в классе, и быть внимательным не только к тому, что его интересует, но и к тому, что не представляет для него интереса.

Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в учебной деятельности и поведении ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Например, если ребенок сосредоточился на письме букв, то нередко совсем не замечает того, что неправильно сидит, не так держит ручку, криво положил тетрадь и т. п.


Подобные недостатки для их преодоления требуют специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Необходимо формировать у детей умение видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует с ранних лет знакомить ребенка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что находится вокруг него, учить чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.

2. Использование специальных игр и упражнений, тренирующих основные свойства внимания. Они широко представлены в психолого-педагогической литературе и интернете. Приведем лишь некоторые из них.


Упражнения на увеличение объема внимания основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания лишь на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.

К примеру, можно использовать задание «Найди два одинаковых предмета», упражнение «Исключение лишнего», «Назови одним словом» и т.д.


Основной принцип упражнений на тренировку распределения внимания: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий:

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.Хочу такой сайт

б) Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Задания подобного типа Вы можете придумывать сами. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.


Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в своей основе тест "Красно-черные таблицы". Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:

  • 1 этап - рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
  • 2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;
  • 3 этап - необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

После того, как у ребенка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные - от 1 до 24, красные - от 24 до 1).

Переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.


Для тренировки устойчивости внимания можно использовать следующие задания и упражнения: рисунки с изображением лабиринта; «Перепутанные линии» (прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями); Переписать без ошибок следующие строчки: АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА; ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА.


Основной тип упражнений на тренировку концентрации внимания – корректурные задания, в которых ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте. Эта работа должна проводиться ежедневно по 3-5 минут в течение 2-4 месяцев. Это основной тип уп­ражнений, в которых ребенок имеет возможность почув­ствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений («Найти отличия»); упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, выкладывание узора из мозаики, нанизывание бусинок, срисовывание по клеточкам); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.


Таким образом, развивая и тренируя свойства внимания, можно повысить успешность обучения ребенка по школьным предметам. Главное в такой работе – систематичность и определенная продолжительность. Родителям важно знать, что успешность тренировки внимания в значительной мере определяется индивидуально-типологическими осо­бенностями ребенка. Это необходимо учитывать при выборе упражнений для тренировки различных свойств внимания.

Психологическая диагностика поможет выявить те свойства внимания, которые необходимо развивать у вашего ребенка в первую очередь. В этом вам смогут помочь педагоги-психологи нашего Центра «Доверие».

 

В статье использованы материалы:

Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми». Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений  – М.: Издательский центр «Академия», 1998;

«Младший школьник: развитие познавательных способностей». Пособие для учителя под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003;

- Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: Академия развития, 1996.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».